УЧЕНИЕ
ДОНА ХУАНА
Путь знания
Без пути мы - ничто. Но бесполезно тратить всю свою жизнь
на один единственный путь, особенно если у него нет сердца.
Идти следует определенным путем. Лишь в этом случае человек
обретает силу. Прежде чем окончательно вступить на него,
спроси себя:
"Если у этого пути сердце?"
И если ответ будет отрицательным - выбери другой. Вся беда
в том, что никто не задает себе этот вопрос, и когда человек
наконец поймет, что выбрал путь, лишенный сердца, тот способен
уже убить его. Лишь немногие могут прервать это движение,
и покинуть этот путь. Путь лишенный сердца, никогда не приносит
радость. Зато путь с сердцем - легок, чтобы полюбить его,
работать не надо. При выборе пути следует освободиться от
страха и честолюбия. Желание учиться ничего общего с честолюбием
не имеет. Жажда знаний - наш жизненный удел. Путь, лишенный
сердца, рано или поздно обратится против тебя и погубит.
Немного надо, чтобы умереть, но обрести смерть - значит
не обрести ничего.
* * *
Любой путь - лишь один из тысячи. Если почувствуешь, что
не сможешь следовать по какому-то пути, ни в коем случае
не оставайся на нем. Для того, чтобы понять это, необходимо
вести правильную жизнь. Только тогда ты узнаешь, что любой
путь - не более как один из многих путей, и ничто не помешает
- ни тебе, ни другим - бросить его, если так велит сердце.
Внимательно и вдумчиво огляди свой путь. Испытай его столько,
сколько найдешь нужным. Затем задай себе - и только себе
- вопрос:
"Есть ли у этого пути сердце?"
Все пути одинаковы - они никуда не ведут. Но у одного есть
сердце, а у другого нет. Один приносит тебе радость, и пока
ты идешь по нему - ты неотделим от него; другой заставит
тебя проклясть всю свою жизнь. Один путь наделяет тебя силой,
другой - лишает.
* * *
Учение - труднейшая из задач, за которую может взяться человек.
Знание является силой. Но сила зависит от того, какого рода
знанием ты владеешь. Какой смысл знать то, что бесполезно.
Человек идет к знанию, словно идет на войну: он должен быть
преисполнен бдительности, страха, уважения, уверенности.
Идти к знанию или идти на войну по-иному - ошибка. Всякий,
совершивший ее, пожалеет о сделанных им шагах. Когда человек
выполняет эти четыре требования, он не допускает ошибок,
за которые придется расплачиваться, в этом случае его действия
обретают смысл. Даже, если такой человек потерпит поражение,
он проиграет лишь одну битву и не будет напрасно сожалеть
об этом.
Человек знания - это тот, кто ступил на трудный путь учения
и, без спешки и колебаний далеко прошел по нему, открывая
тайны знания и силы. Всякий может попытаться стать человеком
знания, правда, редко это кому удается, но это естественно.
Четыре врага, которые поджидают человека на пути учения,
воистину ужасны и большинство людей отступают. Быть человеком
знания - не значит быть им всегда. Да и вообще невозможно
быть человеком знания - им становятся на какое-то мгновение,
после победы над четырьмя врагами.
* * *
Когда человек начинает учиться, он никогда не знает точность
своих целей. Его намерения расплывчаты, стремления неопределенны.
Он рассчитывает на награды, которые никогда не получит,
так как ничего не знает о всех трудностях учения.
Он идет по пути учения - сначала медленно, потом быстрыми
шагами. И вскоре приходит в замешательство: то, что он узнал,
совершенно не похоже на то, что он рисовал в своем воображении.
И тогда его охватывает страх. Учение оказывается совсем
не тем, чего от него ожидал.
Каждый шаг учения - новая задача, и страх, возникающий у
человека, неуклонно и безжалостно растет. Так он сталкивается
со своим первым врагом - страхом, врагом могущественным
и коварным. Страх прячется в каждом изгибе пути, и, если,
человек, испуганный его присутствием, дрогнет и побежит,
враг положит конец его учению. Он ничему не научится, он
никогда не станет человеком знания. Он может стать забиякой
и хвастуном, или безвредным и трусливым человеком, но в
любом случае он побежден. Первый враг пресечет все его стремления.
* * *
Как преодолеть страх? Ответ очень прост: не убегать. Человек
не должен поддаваться страху, и, вопреки ему, сделать следующий
шаг в учении, потом еще один, и еще. Пусть страх переполняет
человека, все равно он не должен останавливаться. Таково
правило.
И тогда придет момент, когда первый враг отступит, человек
обретет уверенность в себе, его целеустремленность окрепнет,
а учение перестанет вызывать страх. Когда наступит этот
радостный момент, человек без колебания может сказать, что
победил своего первого врага. Это происходит постепенно
и тем не менее страх исчезает внезапно.
Тот, кто однажды преодолел страх, свободен от него до конца
своей жизни, так как вместо страха он приобрел ясность мысли,
которая начисто перечеркивает страх. С того времени человек
знает свои желания и знает, как удовлетворить их. Он предвидит
новые шаги в учении, пристальная ясность окружает его со
всех сторон - ничего не остается для него сокрытым.
И тогда он встречает второго своего врага - ясность.
* * *
Ясность мысли, которую так трудно достичь, изгоняет страх,
но она же ослепляет человека. Она заставляет его никогда
не сомневаться в себе. Она наделяет его уверенностью, что
он может сделать все, что ему вздумается, поскольку он видит
все насквозь.
Человек обретает отвагу, ибо он ясно видит, и ни перед чем
не останавливается, ибо ясно видит. Но это все заблуждение
и скрытая неполнота.
Если человек поддается этому мнимому могуществу - значит
он побежден своим вторым врагом, и учение не пойдет ему
на пользу. Он будет спешить, когда надо выжидать, и выжидать,
когда следует спешить. И он будет топтаться на месте до
тех пор, пока вообще не утратит всякую способность учиться.
Второй враг охлаждает его желания стать человеком знания.
Вместо этого он может стать воином или шутом, Ясность, за
которую он так дорого заплатил, никогда не сменится прежней
тьмой и страхом. До конца своих дней, он будет ясно видеть,
но никогда не станет человеком знания, ибо не сможет чему-нибудь
научиться.
Как избежать поражения? Он должен пренебречь своей ясностью
и, используя ее лишь для того, чтобы видеть, терпеливо ждать,
тщательно взвешивать, прежде чем делать новые шаги. А главное,
он должен понять, что ясность - почти заблуждение. Придет
момент, когда он увидит , что ясность - лишь пылинка в глазу.
И тогда он одолеет своего второго врага и окажется в таком
состоянии, когда уже ничто не сможет ему навредить. И это
будет не заблуждение, это будет не пылинка в глазу - это
будет подлинная сила.
* * *
Когда человек поймет, что сила, которой он добивался так
давно, наконец принадлежит ему. Он сможет делать с ней все,
что захочет. Его желание - закон, он видит все, что окружает
его. И тогда он столкнется с третьим врагом - силой.
Сила - самый могущественный из всех врагов. Самое простое,
что здесь можно сделать - сдаться. В конце концов, такой
человек действительно непобедим, он господин и хозяин; он
начинает с того, что идет на рассчитанный риск, а кончает
тем, что устанавливает законы. На этой стадии человек не
замечает приближающегося к нему третьего врага.
И вдруг, сам того не подозревая, проигрывает битву. Враг
превращает его в жесткого и капризного человека. Человек,
побежденный силой, умирает, так и не узнав, как с ней обращаться.
Сила - лишь бремя в его судьбе. Такой человек не имеет власти
над собой и не знает, когда и как воспользоваться своей
силой. Если сила лишь временно ослепит его, значит битва
еще продолжается, и он по-прежнему пытается стать человеком
знания. Человек побежден только тогда, когда он оставляет
всякие попытки и отказывается от себя. Если он поддается
страху, он никогда не победит его, потому что начнет бояться
учения, и уклоняться от него. Но если в окружении своего
страха он течение нескольких лет делает попытки учиться,
значит со временем он победит его, так как никогда не отказывается
от себя.
* * *
Как победить третьего врага?
Человек должен сознательно пренебречь им, понять, что сила,
которую он, как кажется ему, покорил, в действительности
ему не принадлежит; постоянно удерживать себя в пределах,
осторожно и добросовестно относясь к тому, чему он научился.
Если он сумеет увидеть, что ясность и сила в отсутствии
самоконтроля хуже, чем заблуждение, он достигнет такой точки,
где все сдерживается. Здесь он узнает, когда и как использовать
свою силу, и, таким образом, победит своего третьего врага.
К этому времени человек дойдет до конца учения и неожиданно
столкнется со своим последним врагом - старостью. Это самый
тяжелый из врагов - враг, победитель которого невозможно,
разве что удастся заставить его отступить. Наступит время,
когда человек избавился от страха, преодолел ясность, подчинил
силу - им овладевает неотступное желание отдохнуть. Если
он поддастся своему желанию лечь и забыться, если он убаюкает
себя усталостью, он проиграет последнюю схватку - враг повергнет
его. Желание отступить пересилит его ясность, все его могущество,
все его знание.
Но если человек преодолеет свою усталость - тогда его можно
назвать человеком знания, хотя бы на тот краткий миг, когда
ему удастся отогнать своего последнего, непобедимого врага.
И этого момента ясности, силы и знания достаточно.
* * *
Думай и сомневайся до того, как что-то решить. Но уж если
решил - действуй. Освободись от мыслей и страхов. Помни,
миллион других решений ожидают тебя. Это и есть путь человека
знания. Даже если знаешь, что занимаешься бесполезным делом,
нужно настаивать, как следует настаивать. Сперва надо убедиться
в бесполезности своих действий, а потом ты все равно должен
продолжать как ни в чем не бывало. Это есть управляемая
глупость.
* * *
Единственно доступный нам мир - мир людей. И этот мир нельзя
покидать. Мы - люди. А мир счастья, уничтожающий различия
между предметами, ибо там различия никого не интересуют
- это не мир людей. Ты, будучи человеком, осужден на мир
людей. Другого нам не дано.
* * *
Когда человек вступает на тропу знания, чем дальше, тем
яснее он понимает: обычная жизнь навсегда осталась позади.
Знание - и в самом деле пугающее занятие. Он понимает: все
силы обычного мира - для него более не защита, и, если он
хочет выжить, то должен приспособиться к новому образу жизни.
Первое, что человеку надо сделать на этой ступени, - захотеть
стать воином. Очень серьезное решение и очень важный шаг.
Устрашающая природа знания не оставляет иного выхода, кроме
как сделаться воином.
Когда знание становится пугающим делом, человек также осознает:
смерть - его неизменный спутник, сидящий рядом с ним на
одной подстилке. В каждой крупице знания, превращающейся
в силу, центральной силой является смерть. Последнее прикосновение
всегда за ней , и то, до чего она дотронется, становится
силой.
Человека, идущего по тропе знания, на каждом повороте подстерегает
мгновенная гибель. Поэтому неизбежно он знакомится с собственной
смертью. Без этого знакомства он остался бы обычным человеком,
втянутым в обычные дела. Он утратил бы необходимую стойкость,
необходимую сосредоточенность, которые обращают привычную
земную жизнь в магическую силу. Чтобы сделаться воином,
человек должен прежде всего близко познакомиться со своей
смертью. Однако думы о смерти заставили бы всякого замкнуться
на себе, а это лишь ослабило бы его. Поэтому следующее,
что необходимо для превращения в воина, - отрешенность.
Тогда мысль о грозящей в любую минуту смерти не станет навязчивой
идеей, а сделается безразличной.
Ты должен отрешиться - отрешиться от всего. Но это отнюдь
не предложение стать отшельником. Быть отшельником - это
поблажка. Отшельника нельзя считать отрешенным, ибо он упрямо
предается отшельничеству. Только мысль о смерти делает человека
по-настоящему отрешенным, и он уже не способен предаваться
чему-либо... Только она дает истинную отрешенность, когда
невозможно менять свои намерения под влиянием минуты. Однако
такой человек не будет сетовать на обстоятельства, ибо он
уже приобрел скрытую страсть к жизни и всем ее проявлениям.
Он знает: смерть крадется с ним по пятам. Она не даст уцепиться
ни за что, поэтому без нытья и жалоб он старается успеть
всегда и во всем.
У отрешенного человека, знающего, что ему никаким образом
не отогнать собственную смерть, есть лишь единственная опора
- сила его решений. Иными словами, он должен быть хозяином
своего выбора. Он должен ясно понимать - выбор его ответственность.
Раз он что-то решил, времени жаловаться и обвинять какие-то
обстоятельства у него нет. Его решения окончательны хотя
бы потому, что смерть не позволит ему задержаться ни на
чем.
Итак, познакомившись со смертью, отрешившись, обладая силой
выбирать, воин строит свою жизнь стратегическим образом.
Знакомство со смертью направляет его, делает отрешенным
и спокойно страстным. Сила окончательного выбора заставляет
выбирать без сожаления, выбранное всегда является наилучшим
для его стратегии. Все, что приходится ему делать, он делает
с удовольствием и неимоверной работоспособностью. Когда
человек живет так, можно безошибочно сказать: он приобрел
терпение и стал воином. Когда воин обрел терпение, он на
прямом пути к воле. Он знает, как ждать. Его смерть сидит
рядом, советует воину как выбирать и какой стратегии в жизни
придерживаться. И воин ждет! Он учится без всякой спешки,
ибо знает, что ожидает свою волю. Однажды ему удается совершить
нечто такое, что в обычных условиях никак не сделаешь. Он
может даже не заметить этого удивительного поступка. Но
он и дальше продолжает делать невозможное, с ним постоянно
случаются необычные вещи. И воин начинает понимать - это
проявляется сила. Сила, которая исходит из его тела, по
мере того, как он продвигается по тропе знания. Поначалу
эта сила - как зуд в пупке или теплое место, теплоту которого
ничем не унять. Затем она переходит в очень неприятное состояние,
в боль. Иногда и боль, и такие состояния настолько сильны,
что у воина месяцами длятся судороги. Чем они мучительнее,
тем лучше для него. Истинной силе всегда предшествует неимоверная
боль. Когда судороги проходят, воин замечает, у него появились
странные чувства к окружающему миру. Воин обнаруживает,
что способен потрогать любую вещь неким чувством, которое
исходит из тела, из места расположенного либо немного ниже,
либо повыше пупка. Это чувство - воля. И когда воин в состоянии
с ее помощью дотянуться и потрогать все, что пожелает, можно
с уверенностью сказать, он стал магом и обрел волю.
* * *
Воин ко всему относится с уважением и без надобности ни
на что не нападает. Воин не позволяет себе забывать ни о
чем, даже о смерти. Воина врасплох не застанешь. Он недоступен.
Если воин начинает какое-нибудь дело, можешь быть уверен:
он сознает, что делает. Воин ничего не упускает из под контроля.
Не всякое происшествие неизбежно. Обычный человек не живет,
как воин. Если бы он жил так, то знал бы, что ждет и чего
ждет. Жизнь для воина - это упражнение в стратегии. Тебе
хочется найти смысл жизни. Воин не заботится о смысле. Воина
никогда не застать врасплох. Он не стоит на дороге и не
ждет, пока его собьет машина. Он до предела уменьшает возможность
столкнуться с чем-то непредвиденным. Происшествий, катастроф
легко избежать всякому, за исключением дураков, живущих
шалтай-болтай.
* * *
Тропа знания - это тропа силы. Чтобы человек учился, его
необходимо подгонять. На тропе знания мы постоянно с кем-то
сражаемся, кого-то избегаем, к чему-то готовимся. И этот
кто-то или что-то всегда непонятны. Они больше и сильнее
нас.
Мир полон странных вещей, а мы - бессильные создания, окруженные
непостоянными и жестокими силами. Обычный человек по своему
незнанию верит, что эти силы можно объяснить и изменить.
Он толком не знает, как это сделать, но ожидает, что рано
или поздно деятельность и усилия человечества обязательно
их изменят. Зато маг не бьется над объяснением и не стремится
их изменить. Вместо этого он учится пользоваться такими
силами, подстраиваясь и приспособляясь к ним. Это его уловка.
Когда ее разглядишь, в магии остается мало загадочного.
Маг лишь немногим лучше обычного человека. Магия не делает
его жизнь легче. Она ему даже мешает.
Жизнь мага тяжела и рискованна. Посвящая себя знанию, он
становится уязвимее простого человека. С одной стороны,
окружающие ненавидят его, боятся и готовы сжить со свету.
С другой, те непонятные и неумолимые силы, что окружают
нас, с первых дней жизни, угрожают магу куда большей опасностью.
Посвящая себя знанию, маг становится добычей таких сил.
У него есть лишь единственный способ удержаться - воля.
Снова следует повторить: на тропе знания способен выжить
только воин. Сила воина - вот что помогает магу прожить
лучшую жизнь. Быть воином - куда более правильный образ
жизни, чем иной другой.
Только под устрашающим воздействием сил человек способен
сделаться воином. Воин должен готовиться только к битве.
Человеческий дух не так-то легко сломать. Во всяком случае
не такими поступками, которые ты сам считаешь жестокими.
Дух воина не подвержен ни капризам и жалобам, ни победам
и поражениям. Он настроен лишь на борьбу. Каждая битва для
воина - последний его бой на земле. А потому исход битвы
мало значит для него. В последнем бою дух воина парит легко
и свободно. И, ведя этот бой, зная, что воля его неуязвима,
воин не перестает смеяться.
Посмотри вокруг. Люди заняты своими повседневными делами.
Это их щиты. Когда маг сталкивается с одной из ненавистных
и неумолимых сил, у него открывается щель, делая его более
подверженным смерти, чем обычно. Через эту щель входит смерть.
Раз щель открылась, ее нужно заполнить своей волей. Это
для воина. А если человек не воин, ему не остается иного
выхода, как уйти с головой в повседневные дела. Исчезнут
мысли о внезапном столкновении, исчезнет страх, и щель закроется.
Щиты, которые служили тебе прежде, уже не годятся. Теперь
ты на краю того, чтобы чувствовать и поступать как воин.
А твои старые щиты больше тебя не спасут. Действуй как воин
и тщательно выбирай предметы, которые тебя окружают. Теперь
ты на краю того, чтобы чувствовать и поступать как воин.
А твои старые щиты тебя больше не спасут. Действуй как воин
и тщательно выбирай предметы, которые тебя окружают. Теперь
ты можешь не защищаться кое-как. Впервые твой прежний образ
жизни - не защита тебе.
Воин сталкивается с неизвестными и неумолимыми силами, ибо
специально их ищет. Поэтому он всегда готов к столкновению.
Воин должен сознательно защищать свою жизнь. Если какая-нибудь
сила овладеет тобой и раскроет щель, нужно постараться закрыть
ее самому. Для этого у тебя должны быть вещи, дающие тебе
ощущение мира и удовлетворения. Предметы, которые ты специально
используешь, чтобы прогнать страх, закрыть щель и опять
сделать себя крепким.
В повседневной жизни воин выбирает пути, у которых есть
сердце. Это обдуманный выбор и отличает воина от обычного
человека. Воин знает: путь, у которого есть сердце, составляя
с ним одно целое. Такой путь умиротворяет и идти по нему
- большое наслаждение. Это твой поворотный пункт. Прежде
ты не особо нуждался в жизни воина. Теперь все изменилось.
Нынче ты должен окружить себя предметами пути, у которого
есть сердце. Ты слишком много думаешь и говоришь. Ты должен
прекратить разговор с собой. И ты - не исключение. Так поступает
каждый. Мы постоянно заняты внутренней говорильней. Мы говорим
о нашем мире. И получается, этим внутренним разговором мы
сохраняем свой мир. Всякий раз, когда мы прекращаем разговор
собой, мир становится таким, каким он есть в действительности.
Но внутренней речью мы заново строим его по-своему, заполняем
жизнью и продолжаем. И не только это. Мы и жизненные пути
выбираем так, как о них рассказываем себе. До самой смерти
повторяется этот выбор, ибо до последнего дня мы не перестаем
внутренне болтать. Воину это известно, и он старается прекратить
разговор с собой. Вот, что тебе нужно знать, если ты хочешь
жить как воин. Прежде всего ты должен снять часть груза
со своих глаз и передать его ушам. С самого рождения мы
оцениваем мир глазами. С окружающими и с собой мы ведь главным
образом говорим о том, что видим. Воин, зная об том, слушает
мир. Он слушает звуки мира. Воину известно: как только он
бросит говорить с собой, мир изменится. И он должен подготовиться
к этому сильнейшему потрясению. Скажем, мир... такой, или
какой-нибудь иной, ибо его таким делают наши разговоры.
Перестань мы уверять себя, что мир... вот такой, и мир перестанет
быть... вот таким. Сейчас ты не готов к мгновенной перемене,
но ты должен начать потихоньку ломать мир. Твоя сложность
вот в чем : ты путаешь мир с делами людей. И опять-таки,
мы здесь не исключение. Все поступают так же. Дела людей
- это защита против окружающих нас сил. Эти дела приносят
нам спокойствие и вселяют чувство безопасности. Да, то,
что желают люди, действительно крайне важно, но ... лишь
в качестве. Мы так и не осознаем, что людская деятельность
- всего на всего создание щитов. Наоборот, мы позволяем
щитам править собой и ломать наши жизни. Можно сказать,
для человечества его дела куда важнее самого мира. Мир -
это жизнь, смерть, люди, гуахо и все, что нас окружает.
Мир непознаваем. Нам никогда его не понять, никогда не раскрыть
его секретов. Мы должны воспринимать его тем, чем он есть
- совершенной тайной. Правда, обычный человек не признает
этого. Для него мир вовсе не загадочен. Когда наступает
старость, он убежден, что жить больше не для чего. Такой
старик израсходовал свои силы не на мир. Он растратил их
только на дела людей. Но из глупого упрямства он верит,
будто для него в мире не осталось загадочного.. За щиты
приходилось слишком долго расплачиваться! Воину известно
и об этой путанице, и он учится воспринимать вещи в правильном
свете. Людские дела ни в коем случае не могут быть важнее
самого мира. Воин воспринимает мир как нескончаемую тайну,
а дела людей - как бесконечную глупость. |